понедельник, 30 марта 2009 г.

Про школу и не только

Почитал Фрица Моргена (к примеру воспоминания отучившихся и ещё много других постов про нынешнюю систему обучения в школе) и понял, почему я терпеть не могу поэзию. Потому что в школе заставляли учить стихотворения. Запинаешься — оценка снижена. А запинаешься-то от волнения что забудешь, и будет стыдно от укоризненного взгляда учителя. Глупо теперь конечно.

Я испытавал отвращение к конкурсам чтецов, и сам всегда категорично отказывался от участия в них. Стихотворения я читал сносно, не с таким выражением как возможно самому хотелось, как прочитал бы с бумаги, а всё отттого, что всё внимание было сосредоточено на то, чтобы не забыть следующую строчку. Боялся ошибок.

Школа она вообще все 11 лет учила бояться совершать ошибки. Двойка — это позор и клеймо неудачника. Хотя учится вообще в школе, конечно же, вовсе не сложно. В обычной общеобразовательной. Потому что равнение всегда на отстающих, и нужно быть лишь чуть способнее, чем крайний двоечник.

Система высшего образования, кстати, не лишена части недостатов школы (кроме того, есть куча своих). Только из школы ты не вылетишь из-за двоек, а в вузе каждый семестр прореживание. И ощущение что у преподавателей нет никакого интереса заинтересовать студентов и дать знания, а лишь указать на отсутствие знаний (ну ясное дело — препод уже 10 лет эту предметную область изучает, а я должен за семестр показать себя молодцом, и так каждому), какие балбесы все студенты да выгнать.

Вырабатывают покорность, заставляя записывать лекции слово в слово, ответ на зачёте или экзамене по другим источникам ведь часто не подходит. Потому что если раздать лекции в начале семестра, а на лекции отвечать на вопросы — это очень сложно. Ответов ведь можно и не найти. Преподаватели так же бояться ошибок, как и ученики.

И если университеты выпускают инженеров, которые якобы будущие начальники, то эти инженеры совсем не готовы к реальному общению не то чтобы с подчинёнными, а просто с разными людьми, кроме сверстников, с которыми пьют пиво. Речь несвязанна, выступать публично боится большинство — не зря же говорят про защиту дипломной работы «10 минут позора и ты инженер».

Чего бояться? Отстоять при десятке человек свою точку зрения, работу, на которую потратил полгода? Семинары проводятся в форме докладов, которые собственно никому не интересны, включая докладчика (работал за зачёт) и преподавателя (работал за еду). Общения нет. Про школу и вуз говорят, что они учат общению, дают некую социальную составляющую. Что-то совсем непохоже.

Комментариев нет: